НОВИНИ

Анализ систем автосервиса - залог повышения эффективности

Качество «жизни» автомобиля определяется инфраструктурой автомобильного транспорта: дороги, стоянки, гаражи, заправки, станции технического обслуживания, запасные части, материалы, безопасность движения и экологическая безопасность, утилизация.

Только в совокупности и в оптимальном соотношении все системы обеспечивают качество жизни автомобиля- его использование, эксплуатацию и техническую поддержку. Только при таких условиях обеспечивается экономическая и социальная эффективность автомобиля.

Поэтому автосервис в широком смысле - это инфраструктура автомобильного транспорта, задача которой - обеспечение использования автомобильных транспортных средств.

Составной автомобильного транспорта является автосервис в узькому понимании - система поддержки и обновления работоспособность способности автомобиля в течение всего срока его эксплуатации. Его назначение - развитие и поддержка технического состояния автотранспортных средств в течение жизненного цикла.

Основная задача автосервиса - развитие автомобильного парка, обеспечение его эффективного использования и поддержание его технического состояния на протяжении срока эксплуатации.

Назначение:

 авторизованного (фирменного, дилерского, официального, ОЕS - Original Equipment Service) автосервиса - продвижение автомобилей производителя на рынок по концепции расширенного продукта; продажа автомобилей, запасных частей и обеспечение их технической поддержки в течение гарантийного и послегарантийного периода;
 независимого автосервиса (Automotive Aftermarket - вторичного, послепродажного рынка): поддержка технического состояния автомобилей в послегарантийный период в соответствии с техническими условиями завода - изготовителя в течение срока их эксплуатации.
Авторизованный автосервис имеет авторизацию производителя, то есть он реализует его производственную и рыночную политику, работает по его технологиям и является представителем завода в условиях эксплуатации. Его основная задача - продажа автомобилей производителя на территории рыночной ответственности, их предпродажная подготовка, техническая поддержка в рамках гарантии и регламентного меню в течение гарантийного периода, а также обслуживание и ремонт автомобилей по по гарантийным сроком эксплуатации. Для выполнения этой задачи представитель авторизованного сервиса (дистрибьютор, дилер, сервис партнер или торговый агент) должен в полной мере соответствовать требованиям производителя - иметь соответствующий фирменный стиль, логотип торговой марки, отвечать дилерским и сервисным стандартам; иметь сертифицированное производителем оборудования, использовать оригинальные запасные части; иметь сертифицированный производителем и подготовлен по учебным программам производителя персонал; придерживаться рыночной и маркетинговой политики производителя и тому подобное. Характерной особенностью предприятий авторизованного сервиса является то, что они выполняют полный цикл продажи: продажа автомобилей, запасных частей и услуг автосервиса. Еще одна особенность предприятий авторизованного автосервиса есть право и обязанность выполнять предпродажное обслуживание, техническое обслуживание в рамках регламентного меню и гарантийные ремонты в течение срока гарантии. Каждый производитель автомобилей имеет развитую дилерскую сеть, в которую входят авторизованные сервисы, дилеры и которая обязательно должна логистическую систему с составами, транспортной и информационной системами, линиями on-line, информационно-аналитическими системами.

Независимый автосервис (automotive аaftermarket) - вторичный (послепродажный) автомобильной рынок - автосервис, основными функциями которого являются поддержка работоспособность способности, обслуживание и ремонт автомобилей в послегарантийный период. В его состав входят пункты обслуживания, автомастерской, универсальные и специализированные станции технического обслуживания. Характерной особенностью независимого автосервиса во всех развитых странах является то, что он имеет много небольших станций, с количеством работающих до 5 - 10 человек. Во всех развитых странах функцию координации деятельности независимого автосервиса выполняют негосударственные ассоциации, авто клубы, образующиеся на добровольных началах по профессиональным признакам. В последние 30 - 40 лет на основе независимых СТО продавцов запасных частей и материалов создают авторизованные сети, так называемый сетевой автосервис. Во многих странах независимый автосервис выполняет функции сервис партнера дилерских предприятий, что способствует его технологическом и рыночному развитию. С другой стороны, учитывая развитие сетевого автосервиса, за счет которого независимый автосервис приобретает все больше конкурентных преимуществ, производители автомобилей в рамках существующих дилерских сетей развивают частично авторизованный автосервис (Soft Franchise), как альтернативу сетевой авторизации, которая воспринимается потребителями на уровне авторизованной, но которая имеет значительно более низкие цены. [2]

Авторизованный автосервис охватывает рынок автомобилей в возрасте до 4 - 5 лет (у нас - до 3 лет) и выполняет функцию продажи автомобилей и гарантийной поддержки их технического состояния в течение гарантийного периода эксплуатации. Он практически не влияет на техническое состояние автомобилей после гарантийного периода эксплуатации.

Техническое состояние автомобилей в эксплуатации в течение послегарантийного срока (от 3 до 12 лет в развитых странах и от 2 до 35 лет в Украине) практически полностью зависит он независимого автосервиса, то есть вторичного рынка Automotive Aftermarket.

Парк послегарантийных автомобилей составляет от 60 до 95%, (в возрасте до 5 лет в отношении самого большого - 12 лет составляет от 40% до 60%; в возрасте до 3 лет в отношении к самому 35 лет составляет - от 8,5% до 91, 5%) в связи с чем практически во всех автомобильных странах независимый автосервис занимает приоритетное по сравнению с авторизованным, место. Он несет в себе функцию профессиональной технической поддержки парка в период, когда его техническое состояние требует больших объемов глубинного квалифицированного вмешательства. В США рынок независимого автосервиса занимает около 80% рынка.

Рынок автосервиса Украина является развивающимся. Этим он отличается от стабильного рынка Европы или других стран. Основное отличие рынка развивающейся заключается в том, что практически весь парк проданных автомобилей идет на прирост, в то время, как на стабильном рынке подавляющее большинство проданных автомобилей идет на замену старого парка. На рынке развивающейся существуют объективные предпосылки для отставание автосервиса от потребностей парка.

Системы автосервиса.

Автосервис включает в себя следующие системы:

  1. рынок автосервиса (систему автосервиса в целом),
  2. систему лоббирования и защиты прав потребителей и производителей товаров (услуг),
  3. систему автосервиса в регионе (области, городе),
  4. дилерские сети импортера,
  5. систему независимого автосервиса,
  6. предприятия автосервиса,
  7. услуги автосервиса,
  8. обслуживания клиентов,
  9. обслуживанию и ремонту автомобилей,
  10. систему обеспечения автосервиса,
  11. запасные части,
  12. техническую, технологическую и экологическую системы.

Рынок автосервиса (системы автосервиса в целом) - это общегосударственный рынок, качество которого оценивается качеством всех его подсистем Рынок автосервиса - это объем продаж автомобилей, запасных частей и услуг. Его величина определяется и ограничивается платежеспособностью, а также имеющейся инфраструктурой автомобильного транспорта. Инфраструктура автомобильного парка должно обеспечить эффективное использование автомобиля. Поэтому развитие автомобильного рынка в целом не может быть эффективным без соответствующего развития инфраструктуры.

Вывод: система автосервиса в целом это парк автомобилей и соответствующая этом парке инфраструктура автомобильного транспорта. Если парк автомобилей за счет их продаж растет, то очевидно, что необходимо пропорциональный рост инфраструктуры парка. Это особенно важно в условиях развивающегося рынка. К сожалению это не всегда наблюдается. Бизнес интересы лежат в основном в плоскости продажи автомобилей и запасных частей. Что же касается развития, например, дорог то соответствующие бизнес интересы не наблюдается, что ведет к деформации соотношения парка и инфраструктуры и потери эффективности автомобилизации. Теоретическое обоснование развития автомобильного рынка заключается в полученные ответы на вопросы оптимального соотношения парка и инфраструктуры и поиска путей законодательного регулирования оптимального соотношения.

Например, в 2013 рынок автосервиса в Украине составил около 202 тысяч автомобилей, более 62 млн. Нормо-часов трудоемкости, что требует у 25000 постов мощности, из которых 4,5 тысячи - авторизованные и более чем 20 000 - независимого автосервиса. Для удовлетворения спроса на услуги нужна 9 - 10000 станций технического обслуживания.

В стоимости рынок продажи автомобилей составляет около 41600000000. Грн., Рынок запасных частей - 24800000000. Грн. рынок автосервиса достигает 12500000000. грн.

Система лоббирования и защиты прав потребителей и производителей товаров и услуг автосервиса - это система или отдельные негосударственные объединения, клубы или ассоциации, которые образованы на добровольной основе ее участников для защиты и лоббирования своих прав и реализации своих интересов.

На автомобильном рынке Украины уже сегодня насчитывается более десятка различных ассоциаций автомобильного рынка, представляющих интересы определенных участников.

В условиях рынка, когда роль государства сводится к установлению «правил игры», с помощью законодательных актов, они, эти акты, не всегда учитывают конкретные потребности потребителей и поставщиков услуг не в полной мере способствуют защите их прав и интересов. Кроме того, подавляющее большинство предприятий автосервиса - малые предприятия, которые не имеют возможности представить свои интересы в государственных органах и принять участие в решении многих вопросов. В связи с этим во всем мире с целью защиты создают негосударственные органы - ассоциации, клубы, добровольные объединения, задача которых заключается в решении тех вопросов, которые не в состоянии решить сами предприятия. Можно выделить два направления деятельности этих организаций:

защита прав потребителей;
лоббирование интересов поставщиков услуг и решение вопросов, которые не в состоянии самостоятельно решить отдельные предприятия.
Например, в США ассоциация САРА (Certified Automotive Parts Association) является независимым оценщиком качестве запасных частей. Она всячески поощряет конкуренцию на рынке в надежде на то, что это поможет снизить расходы производителей и потребителей запчастей с одновременным улучшением их качества и увеличением ассортимента. [3]

Еще один пример эффективно действующей ассоциации - Ассоциация Авто бизнеса Германии, которая создана в 1909 году [4]. Она представляет интересы 38000 предприятий автосервиса, имеет в своем составе 12 земельных ассоциаций и 238 представительств от 40 автомобильных брендов. Работа ассоциации охватывает вопросы взаимодействия между авто бизнесом и автомобильной промышленностью, а также темы транспортной, социальной и налоговой политики, правовых требований, защита дилеров, организации образования и повышения квалификации персонала в авто бизнесе. В рамках работы с общественностью уделяется много внимания безопасности движения и экологической безопасности.

Европейское объединение ассоциаций авто бизнеса CEKRA. Основная цель CEKRA - довести свою мысль до всех органов, которые принимают решения в Европейском Союзе; быть членом различных рабочих групп созданных евроинститутами, для того чтобы быть в центре принятия решений. CEKRA занимается лоббированием требований участников ассоциации в Еврокомиссии, Европарламенте и Совете Министров с целью защиты интересов всех ее участников; а также:

изучает и защищает интересы предпринимательской деятельности в дистрибуции автомобилей и сервиса во всех смежных секторах экономики, в частности с точки зрения экономической интеграции в Европейском Союзе;
является Европейской платформой, где участники могут сравнивать свою деятельность и обмениваться информацией;
собирает и распространяет информацию среди своих членов, находит компромисс и выражает единое мнение;
устанавливает и развивает отношения с европейскими и международными ассоциациями;
изучает технические, правовые и социальные аспекты дистрибуции и сервиса автомобилей.
Дальнейшее развитие органов лоббирование интересов потребителей и производителей услуг автосервиса является необходимым условием повышения качества автосервиса в Украине.

В Украине насчитывается много ассоциаций автомобильного рынка, в частности «Всеукраинская ассоциация авто импортеров и дилеров» (ВААИД), которая защищает права производителей автомобилей, импортеров и дилеров, АИДА - ассоциация импортеров и дилеров автокомпонентов, которая защищает права автомобильного рынка Aftermarket, НАПА - независимая ассоциация предприятий автосервиса, которая представляет интересы независимого автосервиса, «Ассоциация продавцов автомобилей, которые были в эксплуатации», «Ассоциация продавцов услуг и товаров для автомобилей», «Ассоциация защиты прав водителей автомобилей», «Ассоциация автомобильных перевозчиков», «Объединение специалистов автосервиса и тюнинга »и многие другие.

Анализ работы зарубежных и отечественных ассоциаций и объединений могла бы способствовать повышению эффективности автосервиса.

Система автосервиса в регионе (области, городе) - это условно выделена в рамках административной единицы (области, города) структура автомобильного рынка, предприятия которой расположены зарегистрированы на ее территории. В случае фактического расположения на административной территории оператор рынка должно учитываться как физическая единица, имеющая свои рыночные показатели и влияет на результаты деятельности рынка в целом. Если оператор рынка зарегистрирован на административной территории, он платит налоги через органы администрации этой территории. Например, в Киеве насчитывается около 2000 СТО независимого автосервиса и более 60 авторизованных дилеров, обслуживающих 921676 автомобилей, зарегистрированных в городе, и около 200000 автомобилей, прибывающих в город в течение суток. Они (СТО) выполняют в течение года более чем 3500000 заказов на общую сумму около 3 млрд. Грн.

Оценка системы автосервиса в регионе может быть проведена по следующим показателям:

наличие дилеров по маркам автомобилей и удельный вес брендов, которые имеют дилеров, например, в Украине насчитывается 55 официально представленных брендов, в регионе есть дилеры 35 брендов, таким образом удельный вес освоения рынка 35/55 × 100 = 64%
развитие независимого автосервиса может оцениваться количеством автомобилей на одну СТО, например, в Киеве: 921676 + 20000 = 1212676 авт., 1212676 авт. / 2000 СТО = 560 авт.,
соответствие мощностей и структуры автосервиса парка автомобилей и тому подобное.
Дилерская сеть импортера - это совокупность предприятий автосервиса производителя автомобилей, которая образует систему автосервиса бренда на территории рыночной ответственности импортера (дистрибьютора) или территория рыночной ответственности дилера.

Например, в Украине насчитывается 31 дилер Тойоты, из которых 4 расположены в. Киеве. В г.. Киеве насчитывается 7 дилеров автомобилей Фольксваген, общая мощность которых достигает 120 постов и которые расположены во всех районах города. Уровень соответствия дилерской сети оценивается производителем или импортером по таким показателям, как доля рынка, рыночный потенциал дилера, количество автомобилей марки на 1 пост и тому подобное.

Система независимого автосервиса - это совокупность предприятий независимого автомобильного рынка (Automotive Aftermarket), которые расположены зарегистрированы на административной территории (страны, области, города, населенного пункта). Например, в Украине по непроверенным данным насчитывается около 8000 независимых СТО, которые не в полной мере соответствуют требованиям и нуждаются в дальнейшем развитии. Среди них есть определенная часть специализированных предприятий, расположенных в крупных городах, где концентрация парка способствует специализации СТО как по видам работ, так и по маркам автомобилей. Предприятия системы независимого автосервиса не связаны ничем, за исключением того, что мы относим их к одной отрасли, которая обслуживает автомобили с послегарантийным сроком эксплуатации. Система независимого автосервиса оценивается количеством автомобилей на одну СТО.

Анализ независимого автосервиса с точки зрения соответствия его структуры и параметров требованиям парка мог бы быть полезным с точки зрения разработки теоретических основ его формирования.

Предприятие (автосервиса) - самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей (в обслуживании и ремонте автомобилей) путем систематического осуществления производственной, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном Хозяйственным кодексом Украины и другими законами [5]. Предприятие автосервиса в данном контексте должно рассматриваться как основной элемент любой системы автосервиса. Его мощность, структура и другие характеристики должны рассматриваться с точки зрения его эффективности и содействие эффективности системы автосервиса в целом.

Система обеспечения автосервиса запасными частями - логистическая система, которая включает в себя производителей, поставщиков, оптовых и розничных продавцов, систему управления запасами, систему складов и продавцов (в том числе и через Интернет), систему доставки запасных частей, каналы сбыта, информационную и другие системы, которые способствуют продвижению запасных частей от производителя до конечного потребителя, и систему организации, которая обеспечивает наличие нужных запасных частей в нужной номенклатуре, в нужном количестве, в нужное время в нужном месте на «расстоянии вытянутой руки».

Каждая из перечисленных систем автосервиса должна соответствовать требованиям парка и быть оптимальной с точки зрения обеспечения эффективности его использования. Кроме того, эффективность может быть обеспечена не только самой системы, но и формой организации взаимодействия различных систем автосервиса. Например, форма взаимодействия авторизованного и независимого автосервиса или форма организации независимого автосервиса в рамках корпоративной структуры или организатора сети может способствовать повышению эффективности автосервиса. Форма организации логистической системы с точки зрения конечного результата - своевременного и полного обеспечения наряд - заказ запасных частей может существенно повысить эффективность деятельности как операторов рынка запасных частей, так и автосервисных предприятий.

Выводы:

анализ систем автосервиса и форм организации их взаимодействия, а также разработка теоретических основ создания, функционирования и развития этих систем является необходимым условием дальнейшего повышения эффективности автосервиса.
Перекладач Google для компаній:Translator Toolkit